Совет 2 (психолога) (обращение к родителям будущих первоклассников) Уважаемые родители! Ваш ребенок - будущий первоклассник. Его успехи в учебе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую - от Вас и учителя школы. Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения, навыки, психологические качества пригодятся ребенку в школе, помогут добиться успехов? Именно ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребенок может использовать в сложной ситуации, при встрече с трудностями. С какими же трудностями придется столкнуться ребенку в первом классе? Хочет ли ребенок учиться? Для ответа достаточно предложить ребенку выбрать из трех дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой. Учтите, что момент для подобного выбора надо найти подходящий, когда ваш ребенок ничем не занят, никуда не торопится. И пусть он будет уверен, что любой выбор разрешен и не лишит его вашего родительского внимания. Если нет желания и интереса к учению (познавательной деятельности), умение читать и считать, любые другие достоинства вашего ребенка не сделают для него радостными и эмоционально приятными школьные события. Это от Вас, родители, прежде всего, зависит, с каким настроением придет ребенок в школу: с радостным ожиданием новых открытий или желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т.д. Систематические занятия в школе предъявляют высокие требования к самоорганизации ребенка: не пропустить мимо ушей домашнее задание, не забыть захватить из дома все нужное для уроков, быстро уметь включиться в дело после перемены и т.д. Иногда не надо проводить специального теста, достаточно вспомнить, как ваш малыш справляется с регулярными домашними обязанностями, всегда ли может найти среди своих вещей нужную в данный момент (в ящике, на полке, в комнате может быть "беспорядок", с точки зрения мамы, в котором ребенок прекрасно ориентируется). Если ребенок неорганизован, советуем поиграть, например, в такую игру: "Семь нужных вещей". Водящий придумывает задание, куда отправить игрока ("на прогулку в дождь", "в лес за грибами", "на рисование", "в школу на урок математики", "на Северный Полюс" и т.д.), а задача игрока - собрать в дорогу 7-10 нужных вещей. Допустим, он берет на рисование бумагу, карандаш, краски, ластик, кисти и т.д. Потом игроки меняются ролями. ПОМНИТЕ! Ребенка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ выполнение какой-либо работы. Пусть он чувствует ответственность за какое-то маленькое, но его собственное дело. Еще одна значимая для успеха в школе особенность вашего ребенка – это его САМООЦЕНКА (или "ОБРАЗ Я", как говорят психологи). Если САМООЦЕНКА занижена (ребенок считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глупым и так далее), он неохотно берется за дело - "Все равно не получится". Родители, поддержите своего малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его даже за малозаметные достижения, за старание и приложенные усилия, и главное - пусть Ваш сын или дочь почувствуют, что Вы их любите, безусловно, несмотря на неудачи, только тогда он поверит в свои силы, если Вы в него верите и принимаете. Бывает, что самооценка у ребенка завышена. Он уверен в своем совершенстве, он лучше всех, умнее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев неудачу, этот ребенок перестает верить в свои силы. Всякий человек имеет право на ошибку. Тривиальная поговорка "на ошибках учатся" открывает нам способ научить ребенка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал интерес к учебе и чтобы неудовлетворительная отметка в дневнике не приводила к истерикам или страху перед школой. Сформируйте у своего ребенка следующие установки: прежде чем дело выйдет хорошо, надо потренироваться; если не получилось в первый раз, попробуем снова; оценка - за дело, а сам ребенок хорош и умен и в случае неудачи.
Для формирования этих установок особенно подходят настольные игры: "шашки", "домино", "лото" и другие. Поможет вашему ребенку и наблюдение за тем, как Вы, взрослые, иногда проигрываете и как переживаете неудачи. Вопрос о положительной самооценке, уверенности в своих силах очень тесно переплетается с вопросом активности, инициативы ребенка, умения и желания высказывать свою точку зрения и отстаивать ее. Это, несомненно, важные личностные качества для школьника. Несмотря на то, что в первом классе они еще не выходят на первый план, закладываются эти качества в старшем дошкольном возрасте. Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т.д., и Вы увидите, с каким упоением он реализует свои собственные замыслы. Если у Вас дома инициатива ребенка поддерживается, если Вы даете малышу поэкспериментировать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия, а не пассивный исполнитель. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребенка в 1 классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских контактов, необходимостью отстаивать свое место в социальной иерархии класса. Проблем здесь будет меньше, если ребенок владеет коммуникативными навыками: умеет знакомиться, играть по правилам; может понять по мимике и позе другого его душевное состояние; способен проявить сочувствие, помочь другому в трудной ситуации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе предполагает также развитые до определенного уровня внимание и память, способность к логическому и конструктивному мышлению. Хочется посоветовать родителям не "натаскивать" детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительное отношение ребенка к учебе и школе, эмоциональное отношение ребенка к учебе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в 1 классе станет для ребенка открытием огромного непостигнутого еще мира знаний, в который он бесстрашно входит, чтобы учиться. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения и общения в школе. Дети далеко не одинаково легко "вживаются" в новые условия жизни - школьное обучение. Наблюдается три уровня адаптации детей к школе. Зная их содержание, Вы сможете определить, как проходит период привыкания к школьной жизни у Вашего ребенка. Уровни адаптации | Содержание | Высокий | Первоклассник положительно относится к школе. Предъявляемые требования воспринимает адекватно. Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи. Прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя. Выполняет поручения без внешнего контроля. Проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам). Общественные поручения выполняет охотно и добросовестно. Занимает в классе благоприятное статусное положение. | Средний | Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно. Усваивает основное содержание учебных программ. Самостоятельно решает типовые задачи. Сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле. Бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным (готовится к урокам и выполняет домашнее задание почти всегда). Общественные поручения выполняет добросовестно. Дружит со многими одноклассниками. | Низкий | Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе. Нередко жалуется на здоровье, у него доминирует подавленное настроение. Наблюдаются нарушения дисциплины. Объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. Самостоятельная работа с учебником затруднена. При выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. К урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания, побуждения со стороны учителя, родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. Пассивен, близких друзей не имеет. Знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. |
Для того, чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников. Необходимым условием успешной адаптации ребенка к учебе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения. |
Совет 3 (педагога) (обращение к родителям первоклассников) Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки! Первого сентября Ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и узнавания неизвестного. Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Учителя будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, конечно, Вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо "Какую отметку ты получил?" спросите: "Что сегодня было самое интересное?", "Чем вы занимались на уроке чтения?", "Что веселого было на уроке физкультуры?", "В какие игры вы играли?", "Чем вас кормили сегодня в столовой?", "С кем ты подружился в классе?" и т.д. Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным, такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь "хорошо", а что "плохо". Поддержите его в этой трудной ситуации. Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников мальчиков. Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим Вас только положительно оценивать учебу Вашего малыша, даже если Вам кажется, что его успехи явно недостаточны. |